Алексей Толкачев


Аксессуар


          Бар "Капля" был по-настоящему элитным заведением. Обстановка стилизована под нефтяную эпоху: мебель из натурального дерева, меню в виде книжечек с бумажными страницами. Освещалось помещение с помощью электрических ламп накаливания в плафонах из марсианской слюды. Пожалуй, оформитель в погоне за нарочитой старомодностью где-то даже потерял чувство меры, но, что ни говори, местечко было шикарное. И дорогое. C суровым эккаунт-контролем на входе.
          Только в таком заведении Треугольник и мог посидеть спокойно - увы, широкая известность имеет свои отрицательные стороны. Здесь же посетителей немного и никто не станет, увидев знаменитость, тыкать пальцем и таращить глаза, как дети в биопарке на неведому зверушку. Публика солидная. В дальнем углу, правда, шумит компания болельщиков, наблюдающая трансляцию матча по аэроби-атлону. Но если приглядеться, видно, что там все, кроме одного, голики. Им и положено шуметь.
          Популярный репортер Тимофей Треуголкин, в миру больше известный как Треугольник, пригласил пару лучших друзей отпраздновать свое вступление в гильдию "Сенсуал-Медиа". Весьма позитивное событие, во всяком случае, в смысле роста гонораров. Однако, вместо праздника получились поминки по разбитой любви. Сидя за стойкой, Треугольник угрюмо приканчивал уже второй стакан. Друзья, бывшие однокашники по колледжу, математик Мишка и дизайнер Эдик, чувствовали себя неловко. Видеть Треугольника, этого крутого экстремала, бесшабашного авантюриста, в таком раскисшем состоянии было жутковато.
          - Что она конкретно-то сказала? - спросил Эдик.
          - Сказала: "Нам теперь не надо быть вместе".
          - Какая-то туманная формулировочка, по-моему. Причина-то в чем?
          - Да какая, к черту, причина! Разлюбила.
          - Ну, так ведь просто не бывает...
          - Да и плюнь ты на нее! - вмешался Мишка. - Ты вспомни, кто ты! Ты же герой, звезда! На тебя такие, как она, пачками вешаются!
          - Да что ты понимаешь в женщинах, башка цифровая! - возмутился Треугольник. - Она же уникальная! Как из нефтяного века! Таких сейчас больше нет.
          Треугольник обвел помещение мрачным взглядом, опустошил стакан и стукнул им по барной стойке.
          - Налей еще, Саш!
          В самом деле, на отсутствие женского внимания Треугольнику жаловаться не приходилось. Рыжеволосый красавец с мужественным лицом и атлетическим телосложением, он бы пользовался популярностью у, как говорили встарь, "прекрасного пола", даже если бы не имел других достоинств, кроме внешности. Но главное, Треугольник был знаменитым на весь мир экстремальным сенсуал-репортером. Не зная страха, он лез во все опасные места и горячие точки, опутанный щупальцами медиа- и эмо-датчиков. Это он глубже всех спустился в жерло вулкана Толбачика. Он вел репортаж с борта амфибии, когда морская пехота Джа Растафари штурмовала "Гнездо валькирий" в Согнефьорде. Он первым решился побывать в гостях у филиппинских клоунов, рискуя подхватить вирус убивающего смеха. Он даже подключал себя напрямую к серверам Цифрового Возмездия Аллаха. И абоненты сетки по всему миру получали от Треугольника уникальную информацию, окрашенную неповторимыми эмоциями.
          Трансляция матча по аэроби-атлону закончилась, пошла реклама. Шумные парни в углу притихли. На вопрос Саши: "Компанию будете продлевать?" - мужчина, сидевший во главе стола, отрицательно помотал головой. Сашин палец коснулся консоли управления, и азартные болельщики в ту же секунду растаяли в воздухе, оставив мужчину в одиночестве. Это выключились голики - анимированные голографические изображения, имитирующие живых людей.
          - Какой у них там счет, Саш? - поинтересовался Мишка.
          - Я не слежу. Мое дело бутылки да стаканы. Мой счет - это тот, по которому вы за выпивку будете платить.
          - Не интересуешься спортом?
          - Смотря каким. Старые добрые бокс, штанга - это по мне. А эти модерн спортс... Тот же аэроби-атлон! Не понимаю. Надуманный какой-то вид. Стрелять, танцуя под музыку - что за бред?
          Треугольник застонал и отвернулся. Потому что на панели в этот момент пошел ролик с участием его возлюбленной - топ-модели Татьяны Тюльпановой. Зазвучал нежный бархатный голос:
          - Сегодня я хочу представить вам самый актуальный аксессуар наступающего сезона - винтажный телефон цвета темного индиго... (Крупным планом трехмерное изображение коммуникатора с кнопочным интерфейсом "под старину"). - С таким телефоном будет хорошо сочетаться фиолетовая или черная обувь. К нему также подойдут глаза с большими зрачками темных оттенков и торба из венского пластика с арт-дефектами. Хотите узнать больше? Обращайтесь к нашим сертифицированным специалистам. Не забывайте: гармония аксессуаров - залог вашей красоты!
          Закончился ролик, как обычно, демонстрацией логотипа "Комплекс Фэшн" - корпорации, предлагавшей "имидж под ключ". Татьяна служила лицом корпорации. И лицо это не нуждалось ни в каких средствах ухода за кожей. Потому что вместо кожи было покрыто пластифицированной полимерной пленкой. Мисс Тюльпанова была роботом. Антропоморфным роботом с искусственным интеллектом последнего поколения.
          Много воды утекло с того скандала времен начала века, когда рок-звезда Рез решил жениться на виртуальной певице Идору, продукте японской электронной компании. Тогда подобное воспринималось как абсурд. Но времена меняются. Личные отношения между людьми и искусственными интеллектами давно уже в порядке вещей.
          Треугольник и Татьяна казались идеальной парой. Они замечательно смотрелись вместе и были излюбленным объектом для голографов - и официальных, и папарацци. И вот теперь вдруг: "нам не надо быть вместе".
          - Ей богу, старик, не убивайся ты так! - взмолился Эдик. - Ведь на тебя глядя, филиппинский клоун, и тот зарыдает.
          - Может, у нее просто дела сейчас? - предположил Мишка.
          - Какие дела?!
          - Ну, я имею в виду, работы много. Занятость большая, в этом ее агентстве.
          - Да в том-то и суть, что она не мыслит такими категориями! Ее же специально программировали под психологию девушки нефтяной эпохи. Это сейчас они все деловые. Работа, бизнес. А Татьяна другая. У нее другие ценности. Для нее эмоции на первом месте. Она легкомысленная. Всякой чушью интересуется. Смотрит старые 2D-муви про любовь, где ничего не происходит. Составляет какие-то лже-астономические прогнозы судьбы. Модную шмотку увидит - забудет все на свете. Они ее специально такую сделали. Для стильной рекламы своих винтажных фэшн-комплексов. Она... женственная! Не то, что нынешние.
          - Не то, - рассеяно согласился Эдик, наблюдая, как барменша Саша лихо громоздит на подставку тяжеленный пивной кег.
          - Она даже на встречи опаздывает, представляете! - улыбнулся Треугольник. - То минут на пятнадцать, а то и на час. Время опоздания определяется генератором случайных чисел. Я ее как-то спрашиваю, мол, нельзя ли этот генератор подрегулировать, чтоб ты больше, чем на десять минут, не опаздывала? А она говорит: "Настраивать такие функции я тебе дам только после свадьбы".
          - И когда же она тебя отконнектила?
          - Вчера вечером. Я к их студии подъехал, хотел ее домой проводить. А она только на меня взглянула и сразу: "Нам не надо быть вместе!" И бегом от меня.
          - А ты? Не догнал ее?
          - Ага, догонишь ты робота, когда он хочет убежать... Нет, я не понимаю, чего ей во мне не хватает? Люблю ее безумно. Сам - отличный парень. И с деньгами. Всегда был с деньгами, а теперь, в гильдии, еще раза в три больше получать буду. Что еще нужно женщине?
          - Женщина-то она женщина, но все-таки робот, - сказал Мишка, - Вот, ты говоришь, старые ценности. Но у искусственного интеллекта вообще другая система оценок! Это я тебе как математик говорю. У вас с ней вот тут, - Мишка постучал себя пальцем по лбу, - Принципиально разный софт. Она, по сути, чисто математическое существо. Она родилась в математике и вся из нее состоит. А для тебя математика - лишь инструмент. Которым ты и владеешь-то с грехом пополам.
          - Ой, вот только не надо делать из меня дурака-гуманитария! Нормально я знаю математику.
          - Знаешь нормально. Владеешь плохо. Ну, смотри, вот тебе пример. Допустим, икс разделить на игрек равно икс разделить на зет. Запишем для наглядности...
          Мишка написал на салфетке:
          x/y = x/z
          - Означает ли это, что игрек равен зет?
          y=z?
          - Разумеется.
          - Что и требовалось доказать: владеешь математикой хреново. В случае, если икс равен нулю, игрек и зет могут быть любыми. Ты о возможности этого нуля просто не подумал. А у нее это - автоматически! Это я к слову о системе оценок. Вот ты говоришь, будешь теперь денег втрое больше получать. А для нее, может, привлекательность денег это тот самый икс с нулевым значением. И при умножении на три он остается нулем. Она же робот! Ее содержит и обслуживает корпорация. Что ей твои деньги? Другое дело, если б в нее специально был заложен интерес к деньгам. Но ведь в нефтяном веке девушки не такие были?
          - Нет. Они были романтичные.
          - Вот! Вот именно тут-то старые ценности, заложенные в ее софт, и работают - плевать ей на твои деньги.
          - Господин Тимофей Треуголкин, если не ошибаюсь? - прозвучал за спиной бодрый голос.
           Обернувшись, Треугольник увидел перед собой рослую девицу в форме офицера астрофлота.
          - Капитан Ибрагимова, - представилась она. - Мария. Вы ведь летите в декабре на Венеру на "Аде Байрон"?
          - Лечу.
          - А я, как раз, служу на этой посудине.
          - Очень приятно.
          - Еще приятнее было бы познакомиться поближе.
          - На борту посудины и познакомимся.
          - А контактик свой не дадите?
          - Заходите на мою ячейку в сетке.
          - О, у вас там такой входящий трафик! Не достучишься. А личный ай-ди, значит, секрет?
          - Извините, секрет... Ишь, личный ай-ди ей подавай! - проворчал Треугольник, когда девица отошла. - Много вас таких. Если каждому давать... И ведь узнают же как-то, все равно! Вчера с утра опять меня кто-то домогался. Пришел на коммуникатор вызов с неизвестного ай-дишника. Я на такие давно уж не отвечаю.
          - Не, ну ты это видел? - Мишка повернулся к Эдику, - Какая девушка к нему подошла! Офицер космофлота! А он с ней даже разговаривать не захотел.
          - Да зачем мне офицер! Мне женщина нужна, а не офицер!
          - Нужна, нужна. Я вот только не пойму, почему бы женщине не быть офицером?
          - Да брось ты, Миш, - сказал Эдик, - Ты разве не понял еще? Больной безнадежен. Ему надо было бы в двадцатом веке жить. Или того хуже - в девятнадцатом. Я думаю, чтобы понять сложившуюся ситуацию, надо такими же старыми категориями и мыслить... Может, Тим, она это из-за твоей гильдии?.
          - Что из-за гильдии?
          - Может, ей не понравилось, что ты вступил в эту "Сенсуал-Медиа"?
          - Чем же это плохо?
          - Ну, твой контекст изменился.
          - А если попроще?
          - Дай салфетку. Математик нам тут уже формулы писал, а я тебе как дизайнер попытаюсь объяснить. Вот, изобразим тебя, допустим, треугольником.
          Эдик нарисовал символ:
          ?
          - Теперь напишем два слова:
          ЭЛЕГΔНТНЫЙ
          УРОΔЛИВЫЙ
          - Как видим, один и тот же символ в разных контекстах приобретает разное значение. В первом случае это буква "А". И поскольку контекст позитивный, треугольник у нас: альфа-самец, атлет, аристократ, алмаз, актуальный авангардный артист. Во втором же случае треугольник у нас "Д". В негативном контексте: деспот, деляга, дрянь, дурак, депрессивный дятел.
          - А при чем тут гильдия?
          - Понимаешь, роботы очень глубоко видят контекст. И тут может быть такая штука: пока ты работал независимо, ты был романтическим героем. А теперь, в гильдии, у тебя официальный статус, ты подчиняешься правилам, работаешь в рамках какой-то политики. Делаешь-то то же самое, но контекст уже другой. За спиной у тебя теперь "Сенсуал Медиа", все эти техи и секьюрити, опасности меньше, никакого авантюризма. Да, это профессионально, современно, но где старая романтика? Скучно. Если Татьяна вся такая нефтяная, то вполне вероятно, что в старом статусе ты соответствовал ее системе ценностей, а в новом стал неинтересен.
          И тут в разговор вступила Саша.
          - Что-то вы, мужчины, перемудрили, по-моему! Система ценностей, новый статус... Все должно быть как-то проще. Она робот, но она же женщина. А мы, женщины, в личных отношениях ценим некоторые совсем простые вещи. Не новые, не старые - обычные. Внимание, заботу, например. Может, ты ее как-нибудь проигнорировал недавно? Забыл о чем-то? Не сделал, что обещал? Не вышел на связь?
          - Нет, не было такого. Я... - Треугольник остановился на полуслове. - Вот я идиот! Непринятый вызов вчера утром! У нее же теперь новый коммуникатор! Этот, который сделан как старый. Как его... телефон! Который она теперь рекламирует. Может, она меня с него вызывала? А ай-ди кристалл не поменяла. Я вижу - ай-дишник незнакомый, и вызов отклонил.
          Треугольник вытащил из кармана коммуникатор и заскользил пальцем по панели.
          - Так... Входящие... Вот он!
          - Алло, - ответила Татьяна.
          - Здравствуй, дорогая!
          - Привет, милый.
          - Послушай, может, ты все-таки объяснишь, что за катастрофа стряслась? Почему нам не надо быть вместе?
          - Никакой катастрофы, милый. Просто ты к телефону не подходишь.
          Треугольник взглянул на барменшу.
          - Саша, ты гений!
          И зашептал в микрофон:
          - Ну прости меня, пожалуйста, цветочек! Я ведь не знал, что...
          - Не за что извиняться, милый! - промяукал нежный голосок робота, - Но ничего не поделаешь. У меня теперь телефон цвета темного индиго. А ты к нему не подходишь. Ты ведь рыжий. Рыжее не подходит к темному индиго. Так нельзя. Аксессуары должны гармонировать.